История
21 февраля 1958 года на базе объединения трестов «Гордормеханизация» и «Гормостэксплуатация» был образован трест «Гордормост», получивший в сентябре года название «Горгидромост». На него была возложена эксплуатация мостов, набережных, водостоков и коллекторов. Тресту были подчинены дорожно-эксплуатационные участки.
История предприятия, которое в будущем станет ГУП «Мосводосток», берет свое начало 1 июня 1975 года. Именно тогда Решением Исполнительного Комитета Московского городского совета депутатов трудящихся организован в составе Управления дорожного хозяйства и благоустройства города Москвы Городской трест по ремонту и содержанию водоемов и гидротехнических сооружений» - «Горгидроремонт». В состав предприятия тогда входило 4 дорожно-эксплуатационных участка (прообраз ЭГТР), лаборатория по анализу поверхностного стока и аварийная служба по ликвидации затоплений городских проездов и площадей паводковыми и ливневыми водами. С 1975 года на базе предприятия работает флот, который выполняет работы по сбору плавающего мусора, ликвидации нефтяных загрязнений, проведению дноочистительных работ в местах водовыпусков водосточной сети, щитовых заграждений на Москве-реке и реке Яузе.
1 июня 1975 года в составе Треста организована Спецавтомехбаза №2 - прообраз существующей Ремонтно-эксплуатационной базы. 1 декабря 1976 года для производства капитального ремонта водоемов и гидротехнических сооружений, выполнения дноочистительных работ в составе треста было создано Ремонтно-строительное управление. 16 декабря 1976 года был создан еще один дорожно-эксплуатационный участок, таким образом количество дорожно-эксплуатационных участков доведено до пяти.
С развитием города развивалась и водосточная сеть, ставились новые требования к содержанию водных объектов, постоянно велась работа над улучшением качества работ. Для выполнения поставленных задач совершенствовалась и структура «Горгидроремонта». 1 января 1983 года были созданы Управление по ремонту и эксплуатации водосточной сети, Управление по ремонту и эксплуатации прудов и очистных сооружений, Управление по ремонту и эксплуатации открытых водотоков.
Развитие структуры управления коммунальными предприятиями Москвы, необходимость сокращения расходов и работа над повышением качества содержания городских территорий требовали новых подходов в организации труда. В связи с этим 1 апреля 1986года трест «Горгидроремонт» был реорганизован в Производственное объединение по эксплуатации и ремонту водоемов и гидротехнических сооружений «Горгидромеханизация». Через 3 года, 1 января 1989 года было создано Производственное объединение дорожно-мостового хозяйства и благоустройства «Автодор». Предприятие гидротехнических сооружений «Горгидромеханизация» стало его структурной единицей.
26 сентября 1989 года МГПО «Автодор» со всеми входящими в него самостоятельными предприятиями и структурными единицами было передано в состав Главмосжилинжа, и уже 12 июня 1990 года на базе Главмосжилинжа было создано управление развития и эксплуатации инженерных систем, жилищного хозяйства, благоустройства и санитарной очистки города «Мосжилинж». Предприятие «Горгидромеханизация» было выведено из состава МГПО «Автодор» и подчинено непосредственно управлению «Мосжилинж».
К началу 90-х годов состояние инфраструктуры Москвы по сбору, отводу и очистке атмосферных осадков ухудшилось настолько, что потребовало экстренных кардинальных мер. Состояние водоемов города не соответствовало санитарным нормам, предельно допустимые концентрации загрязнений были превышены в десятки и сотни раз из-за несанкционированного сброса промышленных сточных вод, незаконного использования водосточной сети для сброса неочищенных сточных вод и промышленных отходов, использования рек для снегосплава. Определенные территории города, участков дорог и магистралей систематически затапливались. Нормативные документы на проектирование коммуникаций не соответствовали требованиям времени и, в результате не обеспечивался своевременный отвод дождевых стоков и охрана водоемов от загрязнений. Отсутствовали правила приема поверхностных стоков в дождевую канализацию и система контроля качественного состава сточных вод и нормативов их сброса. Требовалась новая технология очистки поверхностного стока.
В связи с этим 17 мая 1991 года Исполнительный комитет Московского городского совета народных депутатов принял Решение «О мерах по улучшению системы сбора, отвода и очистки поверхностного стока с территории г. Москвы». Предприятие «Горгидромеханизация» ликвидировалось, на его месте было создано новое самостоятельное производственное предприятие «Мосводосток» с организацией соответствующих подразделений по ремонту и эксплуатации коллекторов дождевой канализации, водосточных сетей, открытых русел малых рек и ручьев, водоемов, очистных и других гидротехнических сооружений, а также по осуществлению экологического контроля водных объектов и стоков с городских территорий и промпредприятий, в том числе инспекции, абонентного отдела по взиманию платы за пользование системой водостока, а также расширением существующей лаборатории.
12 февраля 1992 года производственное предприятие «Мосводосток» было переименовано в муниципальное предприятие «Мосводосток». 18 февраля 1992 года были созданы эксплуатационно-гидротехнические районы (ЭГТР), за которыми закреплялись определенные территории города Москвы и им присваивались номера от 1 до 9. В апреле этого же года за ЭГТР закреплялись служебные и складские помещения, автотранспорт и спецмеханизмы, водные объекты, очистные сооружения, водосточная сеть на обслуживаемой территории, обслуживание гидротехнических сооружений. 30 декабря 1994 года было создано новое структурное подразделение – ремонтно-производственная база спецмашин, механизмов и флота, которое объединило РЭУ флота и производственную базу.
14 апреля 1997 года муниципальное предприятие «Мосводосток» переименовано в Государственное унитарное предприятие по эксплуатации московских водоотводящих систем «Мосводосток» Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ГУП «Мосводосток»).
21 июля 1999 года приказом Правительства Москвы название предприятия было изменено на Государственное унитарное предприятие по эксплуатации московских отводящих систем «Мосводосток» (ГУП «Мосводосток»).
В связи с этим на предприятие были возложены функции заказчика:
- по строительству и реконструкции гидротехнических сооружений сбора, отвода и очистки поверхностного стока;
- по эксплуатации, содержанию и ремонту гидротехнических сооружений сбора, отвода и очистки поверхностного стока;
- по контролю за качеством проектирования строительства новых, реконструкции и ремонта существующих объектов;
- по контролю за качеством работ в ходе строительства реконструкции и ремонта;
- по приемке на баланс и в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом гидротехнических сооружений сбора, отвода и очистки поверхностного стока.
15 мая 2001 года предприятию было возвращено название Государственное унитарное предприятие по эксплуатации московских водоотводящих систем «Мосводосток» Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Это название предприятие с гордостью несет и в 2021 году.
30 лет на службе Москве
С образованием единой организации, объединившей в себе все направления по содержанию централизованной системы водоотведения Москвы, столичных водоемов, «Мосводосток» принял на себя и все задачи города, изложенные в Решении Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 17 мая 1991 года: необходимость улучшения экологической обстановки водоемов, восстановления изношенных сетей, разработки новых направлений работы с абонентами и многие другие.
В 90-е и 2000-е годы «Мосводосток» выполнял, в основном, аварийно-восстановительные работы. Большая часть таких работ приходилась на центральную часть города. В этих целях в эксплуатационно-гидротехнических районах, на которые разделена столица, были созданы специальные аварийно-восстановительные службы с круглосуточным режимом работы. В их задачи входила ликвидация подтоплений на проездах города, вызванных ливневыми и паводковыми водами, недостаточным сечением или засором элементов водосточной сети, устранение аварийных разрушений дождеприемных и смотровых колодцев, связанных с движением транспорта.
Проблема состояния ливневки была столь значимой для города, что на протяжении ряда лет ведущие институты (ВНИИ Генплана, Мосинжпроект и другие) разрабатывали генеральную схему по улучшению отвода и очистки поверхностных сточных вод с территории города. Схема была создана, но финансовые затраты необходимые для ее реализации были значительными. В этой связи генеральную схему разбили на отдельные концепции в соответствии с градостроительной политикой. Возведение новых очистных сооружений планировали с вводом в эксплуатацию особо значимых проектов (МКАД, Третье Транспортное кольцо, новые жилые кварталы и другие).
В 2001 году «Генеральная схема отведения и очистки поверхностных сточных вод до 2010 года» принята Правительством Москвы. Ее суть состояла в реконструкции и ремонте более 3 000 километров водосточных труб, 64 из 80 городских очистных сооружений, большая часть которых представляла собой пруды-отстойники с механической системой очистки от примесей.
Одним из результатов реализации схемы стало улучшение состояния водоотводящей системы города, сокращение количества мест скоплений воды на городской территории. Данная работа продолжается и в 2021 году.Значительное ускорение динамики ремонта водосточных сетей произошло с 2015 года, в период действия городской программы «Моя улица». Благодаря выполнению работ по благоустройству городских территорий и ремонту асфальтовых покрытий удалось устранить множество мест скопления воды. Положительных результатов в работе водосточных сетей удалось достичь за счет перехода на современные технологии работы, включая санацию трубопроводов без разрытий в максимально сжатые сроки.
В результате проводимой политики за период с 2010 по 2020 годы количество мест скоплений воды во время весенних паводков и летних ливневых дождей в Москве сократилось почти на 98%, с 2528 до 50 адресов. За 10 лет силами «Мосводостока» обеспечена реконструкция, капитальный ремонт и строительство свыше 320 км дождевой сети.
С 2000-х годов предприятие оснащается новой специализированной техникой, переходит на современные технологии эксплуатации и ремонта водосточных сетей, внедряет электронный документооборот и компьютерные технологии проектирования гидротехнических сооружений. Благодаря поддержке Правительства Москвы «Мосводосток» был оснащен новыми специализированными машинами и механизмами. Парк предприятия пополнили каналоочистительные машины, илососы, которые сменили примитивные ручные приспособления - скребки, штанги и т.д. Кроме того, предприятием были приобретены уникальные современные машины: «Канал-мастер», «Водяной мастер», «Нефтяной мастер», являющиеся, по сути, мини-заводами на колесах. С 2016 года в ГУП «Мосводосток» было проведено обновление автомобильного парка техники за счет приобретения более 230 автомобилей класса Евро 4 и вывода из эксплуатации устаревших транспортных средств экологического класса Евро-2 и ниже.
С 2002 года на вооружение служб по обследованию состояния коллекторов и труб небольшого сечения пришла автотелеинспекция, или, как их в «Мосводостоке» называют, — «марсоходы столичной ливневой канализации». Шустрые роботы-автоматы способны обследовать трубы диаметром от 200 до 1800 миллиметров, проникают в места, труднодоступные для человека.
Устройства на колесиках оборудованы камерами и подсветкой, поворачиваются на 360 градусов и передают на поверхность через вмонтированную видеокамеру все данные: где нарушены стыки труб, где имеет место заиление. С середины 90-х годов в «Мосводостоке» появились очистные сооружения нового поколения — глубокой очистки накопительного типа с последующей доочисткой на нескольких ступенях напорной фильтрации. Комплексы позволили довести очистку до уровня природных водоемов с условиями для жизни живых организмов и растительности. С 2000 года специалисты предприятия начали применять собственную биоинженерную технологию гидроботанической доочистки воды, максимально приближенной к природной, с помощью водного растения — гиацинта эйхорнии. Растение-санитар, привезенное из Бразилии, прижилось в Москве и в летний сезон находится на службе «Мосводостока». С помощью развитой корневой системы растение извлекает из воды взвешенные вещества, нефтепродукты, металлы, нитраты, фосфаты, органические элементы. Новая технология позволила снизить стоимость доочистки воды по сравнению с традиционными методами в два с лишним раза.
В целях улучшения экологической обстановки на прудах с 2005 года ГУП «Мосводосток» применяет биопрепарат Микрозим Понд Трид, который снижает «цветение» воды в водоеме, подавляет развитие тины, ряски, сине-зеленых водорослей, повышает прозрачность воды, улучшает кислородный режим, снижает содержание в воде органических веществ.
В 2000 году для Москвы была разработана генеральная схема снегоудаления с использованием рациональных технологий утилизации снежной массы. Определяющим моментом стали условия отвода талых вод в соответствии с экологическими и техническими требованиями, то есть с полной очисткой стоков от загрязнений. С учетом данных требований в городе Москве в 2002 году были построены 5 первых снегосплавных пунктов. Сооружения работали на водосточных сетях. Снег сбрасывался в дождевые сети там же, где спускали свою теплую воду ТЭЦ, что ускоряло таяние. На выходе снегосплавных пунктов были построены локальные очистные сооружения. В 2006-2007 годах в городе были построены еще 8 снегосплавных пунктов, использовавших технологии плавления снега за счет тепла подземных рек, дизельных теплогенераторов, канализационных стоков. В 2018 году «Мосводосток» начал программу по техническому перевооружению ССП, работающих на дизельном топливе.
В течение 30 лет своего развития предприятие поступательно переходило на внедрение компьютерных технологий для решения организационных и инженерных задач. Была разработана и внедрена уникальная геоинформационная система «Водосточная сеть», в базу данных которой были занесены данные о состоянии всей водосточной сети, включая ее техническое состояние и имеющиеся места подключения к ней абонентов, очистных сооружений и водоемов. Это позволило оперативно решать организационные и технические задачи, а также вести поиск источников загрязнения водных объектов.
С приходом компьютеров и единых баз данных изменилась работа по контролю сточных вод от абонентов, диагностики состояния водоемов. В 1991 году «Мосводосток» получил юридическое право принимать и контролировать поверхностный сток от предприятий. Тогда же был создан экологический отдел, который через несколько лет превратился в большое Управление экологической безопасности «Мосводостока». Экологи «Мосводостока» стали работать в тесном контакте с государственными природоохранными организациями и взяли под контроль качество сточных вод от абонентов предприятий города, которых в 2021 году насчитывается более 7 000. К середине 2000-х годов под надежным контролем экологической службы находилась уже значительная часть поверхностного стока с городских территорий.
Наряду с Управлением экологической безопасности в «Мосводостоке» было создано подразделение, проводящее экспертизу проектной документации на строительство и реконструкцию водостоков и локальных очистных сооружений со сбросом сточных вод в городскую водоотводящую систему. Рассмотрение проектов позволило заметно улучшить экологическое состояние московских рек. Результаты анализов того времени убедительно свидетельствовали об улучшении качества воды.
В 1998 году в «Мосводостоке» начало работу проектное подразделение. Сегодня оно занимает значимые позиции не только на предприятии, но и на московском рынке проектирования объектов водоотведения поверхностного стока. Это, в первую очередь, связано с принципом «лицом к эксплуатации», подразумевающим анализ и систематизацию проблем, постоянную обработку поступающих предложений от внешних институтов, организаций и частных лиц, участие авторов проекта в его реализации и контроль состояния объекта после ввода в эксплуатацию, масштабирование отработанных идей на другие объекты «Мосводостока».
Благодаря работе проектировщиков «Мосводостока» московские водоемы преображались – при ремонте прудов стали отказываться от малоэстетичного бетона. Стали применяться природные или имитирующие их материалы. В проектах прочно утвердилась задача ландшафтной эстетики. Новые водоемы стали проектироваться с использованием лиственничных креплений, при реконструкции старых стали применяться новые технологии - вертикальные или откосные габионные конструкции, армогрунтовые решения.
ГУП «Мосводосток» - ровесник новой современной России. Бережно сохраняя историю, опыт и мудрость прежних поколений, предприятие идет в ногу со временем, смело принимая вызовы Москвы, становится технологичным, социально-ориентированным, эстетичным, экологичным. Сегодня «Мосводосток» с удвоенной энергией берется за новые масштабные проекты, создавая новый облик Москвы, делая город комфортным и удобным для его жителей.
* - Использованы материалы юбилейной книги «ГУП «Мосводосток. 30 лет».