Государственное унитарное предприятие по эксплуатации московских водоотводящих систем

+7 495 657 87 03

Диспетчерская служба
круглосуточно

+7 495 657 87 38

Канцелярия
cancel@mosvodostok.info

Написать письмо

Государственное унитарное предприятие по эксплуатации московских водоотводящих систем

+7 495 657 87 03

Диспетчерская служба
круглосуточно

+7 495 657 87 38

Канцелярия
cancel@mosvodostok.info

Лихоборская обводнительная система

Лихоборская обводнительная система — масштабное гидротехническое сооружение на севере Москвы, которое выполняет несколько важных для города функций: обводняет Яузу и улучшает ее санитарное состояние, контролирует уровень воды в реке и в Головинских прудах, является частью системы водоотведения Москвы. Это сложный механизм, благодаря ему в Яузу поступает чистая вода Химкинского водохранилища.

«Обводнение — комплекс гидротехнических мероприятий, которые проводят в безводных и маловодных районах, чтобы обеспечить их водой. Для этого осваивают местные ресурсы либо перебрасывают воду с других территорий

Строительство Лихоборской обводнительной системы началось в 1938 году. В 1939 году система была сдана в эксплуатацию.

Грандиозный план обводнения Москвы

В первые десятилетия XX века из-за быстрорастущего населения Москва столкнулась с нехваткой воды. С 1920 по 1931 год количество жителей столицы увеличилось более чем в 3,5 раза — с одного миллиона до 3,6 миллиона человек. Москва-река и Яуза на тот момент были сильно загрязнены канализационными и сточными водами. В связи с этим решили переделать систему водоснабжения, обводнить реки волжской водой и построить систему судоходных каналов.

План обводнения Москвы был принят в 1931 году, он вошел в состав Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. Одной из основных задач проекта обводнения столицы стало сооружение канала Москва-Волга имени Сталина, который позже переименовали в Канал имени Москвы. Для подачи воды и судоходства на канале построили восемь шлюзов.

План реконструкции Москвы 1935 года предусматривал систему судоходных каналов, по которым из столицы можно было попасть в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное море. С тех пор Москву называют портом пяти морей.

Современные берега Москвы-реки и Яузы являются результатом масштабного проекта обводнения столицы, в рамках которого был построен и Северный речной вокзал.

Северный судоходный канал

Лихоборская система является частью не до конца построенного Северного судоходного канала, который наряду с другими каналами и водохранилищами должен был стать судоходным путем, принимать воду из Волги и обводнять мелкую речку Яузу. Единственной реализованной частью Северного канала стал построенный в 1940 году Головинский (Лихоборский) деривационный канал, в который волжская вода стала поступать в 1950 году.

Северный канал был частью масштабного плана обводнения Москвы и должен был начинаться от Химкинского водохранилища в районе станции метро «Войковская», затем — пересекать Ленинградское шоссе, Коптево и Большой Садовый пруд, далее — через Лихоборку соединить реконструированную Яузу с Химкинским водохранилищем, образовывая внутригородское водное кольцо Москвы.

По плану в столице должны были создать два водных кольца, наполняемых волжской водой. Помимо внутригородского, должны были сделать и внешнее кольцо — от Клязьминского водохранилища по Восточному каналу через Измайловский парк, Текстильщики и Южный порт у Кожухова по Москве-реке к Химкинскому водохранилищу.

Водохранилище в Химках, строительство которого началось в 1932 году, должно было замыкать на себе большое судоходное кольцо. Для этого русло Москвы-реки необходимо было спрямить, в некоторых местах прокопать новые «реки». По плану должны были соорудить шесть каналов: Хорошевский и Карамышевский, Дорогомиловский, Андреевский, Восточный и Северный канал.

Большинство фарватеров планировали оборудовать шлюзами, гидроузлами и судоподъемными механизмами. В восточной части города предполагалось создать большую гавань и водохранилище, которое бы соединялось с остальной системой через Восточный канал. Яуза тоже подлежала масштабным изменениям. В 30-е годы количество сточной жидкости в реке в шесть раз превышало количество проточной воды из-за отходов промышленных предприятий, работавших в ее верховьях с XIX века. Благодаря обводнению из Химкинского водохранилища и прекращения спуска сточных вод река Яуза должна была стать чище. Планировалось обустроить набережные, реконструировать мосты и построить четыре новых гидроузла.

Из-за начала Великой Отечественной войны план не удалось осуществить полностью. Реализовали лишь малую часть задуманного — построили Хорошевский и Карамышевский каналы и реконструировали Яузу.

Для чего нужна Лихоборская обводнительная система

Каждую весну система обводняет реку Яузу, с ее помощью контролируется уровень воды в реке и в Головинских прудах. Протяженность обводнительной системы составляет восемь километров. Водной магистралью системы служит самый крупный правый приток Яузы — река Лихоборка. В нее через Лихоборскую обводнительную систему подаются воды из Химкинского водохранилища. Благодаря Лихоборской системе сегодня Яуза является полноценным притоком Москвы-реки и обеспечивает водообмен, необходимый для исправного функционирования речной системы города.

Как устроена Лихоборская обводнительная система

Вода Химкинского водохранилища через сооружение водозабора наполняет Головинские пруды, общая площадь которых — около 18 гектаров. 

Водозабор — головное сооружение системы. Он расположен в юго-восточной части Химкинского водохранилища.

Вода, попавшая в водозабор, движется по подземному железобетонному коллектору под Выборгской улицей, а после — выходит в Головинский канал. Вдоль него располагается Невский парк, который благоустроили в 2017 году.

Затем по трубам под Головинским шоссе попадает в Головинские пруды, общая площадь которых — около 18 гектаров. Всего их три — Верхний, Малый и Большой. Водоемы находятся почти на одинаковой высоте и соединяются каналами. Их питание осуществляется за счет воды, которая выходит из коллектора в Верхний Головинский пруд, из него через канал попадает в Малый, затем по протоке — в Большой.

Берега водоемов с южной, западной и восточной сторон естественные, в северной части — искусственные, укреплены железобетонными плитами, имеют плотину с водосбросом.

Часть воды из Верхнего пруда через дюкер напротив Михалковской улицы сбрасывается в Большой Садовый пруд, из которого берет начало еще один правый приток Лихоборки — река Жабенка.


Вода из Большого (Нижнего) Головинского пруда через плотину и каскад водопадов устремляется в быстроток спрямленного русла Головинского ручья (ныне Головинский канал). После второго быстротока русло ручья приобретает более природный вид. Протяженность Головинского канала составляет около семи километров. Русло канала частично открыто, частично проходит по подземному коллектору. Открытые участки укреплены бетонными плитами или габионами.

Затем вода впадает в реку Норишку, после чего по трубам пересекает Онежскую улицу и впадает в Лихоборку.


Далее по открытому руслу Лихоборки вода протекает от Ленинградского шоссе через Дмитровское и Алтуфьевское шоссе. В районе Ботанического сада — впадает в Яузу.


В период с апреля по ноябрь благодаря работе обводнительной системы Яуза принимает около 25 миллионов кубических метров воды из Химкинского водохранилища. Ежегодно Волга дает Москве до 60 процентов питьевой и технической воды.

 

Как работает Лихоборская обводнительная система

Обслуживанием Лихоборской обводнительной системы занимаются специалисты ГУП «Мосводосток».

В марте, когда сходит лед и начинается судоходство, сотрудники ГУП «Мосводосток» открывают шандоры водозаборного узла — конструкции, которые сдерживают мощный напор воды. Таким образом регулируется наполнение водой Яузы и ближайших прудов.

«Шандоры — закрывающиеся вертикальные шлюзы на водозаборном узле. Первый весом шесть тонн, высотой и шириной шесть и два метра соответственно необходим для подавления водяного потока. Второй шандор поменьше, его высота составляет два метра, ширина — три метра. Он регулирует интенсивность поступления воды в трубы

Весной во время паводков специалисты ГУП «Мосводосток» регулируют уровень воды, чтобы Лихоборка и Яуза не вышли на улицы столицы.

Чтобы узлы обводнительной системы функционировали летом, начиная с февраля водолазы «Мосводостока» проводят большую работу на водозаборном узле на Химкинском водохранилище. Специалисты тщательно очищают шандорные устройства, перекрывающие поток воды. Смазывают тросы и механизмы устройств, производят замену технических жидкостей. В подземных коллекторах проводят работы на предмет исправности бетонных конструкций.

В период весеннего паводка устройства быстротоков и места переходов открытого русла Лихоборки в подземные коллекторы могут засоряться. Из-за этого есть вероятность снижения скорости течения и повышения нормативного уровня воды. Чтобы избежать этого, регулярно проводят уборку крупногабаритного мусора, ила и песка.

В летние периоды Лихоборская обводнительная система пропускает в секунду две с половиной тонны чистой воды из Химкинского водохранилища. В месяц через систему проходит около 10 тысяч тонн воды. Каждый день на обводнительной системе начинается с объезда территорий, по которым протекает вода. Сотрудники ГУП«Мосводосток» проверяют чистоту воды, убирают наносы мусора в узловых точках гидротехнических сооружений.

При необходимости проводят ремонт головного сооружения и коллектора Лихоборской обводнительной системы. Сотрудники «Мосводостока» устраняют дефекты бетонных и металлических конструкций сооружений, ремонтируют ограждения, устанавливают информационные знаки и боновые заграждения, ремонтируют мусорозадерживающие решетки и конструкции берегоукрепления.

Система играет важную роль для водосточной инфраструктуры Москвы и обеспечивает сбалансированный водообмен на реках города.

Лихоборская обводнительная система