Снег — зимой, дожди — летом, порою кажется, еще немного – и улицы скроются под водой. Чтобы этого не случилось, необходима огромная система водостоков.
Т А Й Н Ы М О С В О Д О С Т О К АСнег — зимой, дожди — летом, порою кажется, еще немного – и улицы скроются под водой. Чтобы этого не случилось, необходима огромная система водостоков. О том, как эта система работает и какие тайны скрывают московские коллекторы, сегодня нам рассказывает генеральный директор ГУП «Мосводосток» К.Р. ИШХАНЯН.
– КОНСТАНТИН Рафаэлович, водосток – это прежде всего решетки, в которые стекает вода. А как быть зимой, когда снег эти решетки накрывает?
– Вот решетки как раз снег и не должен накрывать. Даже в морозы есть минимальный сток от талого снега, не говоря уже про период оттепелей. Поэтому лотковая часть дорог постоянно убирается дорожными службами и нашими сотрудниками с использованием спецтехники.
Раз уж мы заговорили о снеге, то должен напомнить, что снег утилизируют, доставляя его на снегосплавные пункты (ССП), а не сбрасывают в реку, как было в прошлом веке. У Мосводостока 13 ССП. Они перерабатывают 35 тысяч кубометров снега в сутки. И кстати, самый большой в городе снегосплав, на горячей воде ТЭЦ, тоже наш. Находится он в Бирюлево, и на его долю приходится треть от общего объема принимаемого нами снега. Кроме того, зимой открывается сезон большой уборки 150 московских подземных рек и ручьев.
– Почему именно зимой?
– Потому что лето – пора дождей, и расход воды в коллекторах значительно возрастает, поэтому спускаться в подземелье в такие дни небезопасно. Другое дело зимой, когда город скован льдом. И хотя принято считать, что в России зима длинная, надо поторопиться, чтобы успеть за три месяца прочистить свыше 600 километров спрятанных в трубы речных русел диаметром от 1,2 до 5 метров. А это – тысячи тонн осадка и мусора. Да и работа эта не такая уж легкая.
Есть колодцы глубиной более 18 метров. Да и трубы – это не галереи для прогулки, не всегда возможно по ним пройти из-за особенностей конструкций.
– Бывают ли исторические находки?
– Схронов и тайников с сокровищами на моей памяти не находили. А вообще интересные находки встречаются обычно во время строительных работ в центре. Это и изделия прошлых веков, и фрагменты утраченных строений, и посуда. Раньше вообще водостоки были выложены из дуба, а кое-где – из керамики.
– Какие ощущения испытываешь, оказавшись под землей?
– Противоречивые. Сначала – любопытство, но потом появляется естест-венное желание выбраться наружу. Прошли те времена, когда люди жили в подземелье. А вообще такие обходы руководителю необходимы: и с объектом знакомишься, и о проблемах сотрудников узнаешь из первых уст.
– Правду ли говорят знающие рыбаки, что на ваших очистных сооружениях рыба кишит?
– Это слегка преувеличено, но частичка правды в этом есть. Обычно попа-дание рыб в водоемы происходит естественным путем: водоплавающие птицы приносят на лапах икринки. Никогда не думал, что в очистных сооружениях есть рыба. Тем не менее это так. А если есть рыба, значит, есть и утки. И даже раки местами встречаются. В 2008-2009 годах была проведена большая работа по очистке и реконструкции комплекса сооружений. Это было сравнимо с расчисткой авгиевых конюшен. Перевыполнили план не на 100 или на 200%, а гораздо больше. И рекам сразу легче стало, и очистные сооружения заработали на полную мощность, и качество речного стока стало лучше.
– Если в реке так много рыбы, значит, и вода в ней не такая уж плохая?
– Совсем не плохая для многомиллионного мегаполиса. У нас есть аналитическая лаборатория, которая берет воду из Москвы реки и еще из 200 водоемов каждый месяц для гидрохимических анализов. Вода действительно стала лучше за последние годы. Мы укладываемся в санитарные нормативы. А требования по воде, между прочим, у нас в России очень жесткие.
– Кстати, что делает ваш флот зимой? Ведь Москва-река почти замерзла.
– Январские морозы сковали реку практически на всем протяжении, что бывает в Москве довольно редко. У нас в акватории остались дежурные мусоросборщики. Есть ледокол, который может в случае необходимости пробить дорогу в ледяных торосах. А вообще зима для флота – пора большой починки. Готовят суда для летней навигации, ремонтируют все от корпуса до механизмов.
– Зима скоро закончится. Когда вы начинаете готовиться к паводку?
– Уже начали. Срок окончания работ 1 марта. К этому времени необходимо об следовать водовыпуски в открытые русла рек и овраги, расчистить территории от скопления снега и мусора. В течение всего паводкового периода наши службы будут чистить водосточные сети, чтобы встретить весну во всеоружии.