Государственное унитарное предприятие по эксплуатации московских водоотводящих систем

+7 495 657 87 03

Диспетчерская служба
круглосуточно

+7 495 657 87 38

Канцелярия
cancel@mosvodostok.info

Написать письмо

Государственное унитарное предприятие по эксплуатации московских водоотводящих систем

+7 495 657 87 03

Диспетчерская служба
круглосуточно

+7 495 657 87 38

Канцелярия
cancel@mosvodostok.info

Право руля! Как устроен Сыромятнический гидроузел

Не допустить наводнения на улицах во время паводков и ливней — это задача работников Сыромятнического гидроузла. Как и зачем регулируют уровень воды в Яузе — в репортаже mos.ru.

В начале мая вместе с открытием речной навигации в полную силу заработал Сыромятнический гидроузел на Яузе: после профилактических работ зимой и весной шлюз начал пропускать суда Мосводостока. Теперь катера-мусоросборщики будут курсировать в верхнем течении Яузы и проверять чистоту русла: ил, песок, сухие листья, ветви деревьев и прочий мусор не попадут в Москву-реку. Корреспондент mos.ru побывал внутри гидроузла и вышел в стартовый рейс вместе с сотрудниками коммунального флота столицы.

О том, как устроен шлюз, для чего его открывают несколько раз в неделю, зачем выкапывать ил и почему механизмы гидроузла не меняют с 1940-х годов — в репортаже mos.ru.

Статуи и колонны

Сыромятнический гидроузел построили в стиле сталинского ампира посреди Яузы в районе Курского вокзала, между набережной Академика Туполева и Золоторожской набережной. Уже издали приковывают внимание два розовых здания, соединенных мостиками, с белыми колоннами и статуями-кариатидами между ними. Проект архитектора Георгия Гольца напоминает двухпалубный корабль. Правда, в рейс такое судно не пойдет, у него другая миссия.

«Согласно генеральному плану 1935 года собирались создать водное кольцо Москвы, в которое входил бы Северный канал, начинающийся от Химкинского водохранилища, и четыре гидроузла. Но из-за Великой Отечественной войны план не удалось реализовать: в столице успели открыть только Сыромятнический гидроузел. Сегодня это единственное сооружение, регулирующее уровень воды в Яузе и обеспечивающее проход коммунальных судов», — рассказывает начальник флота Мосводостока Григорий Прямушко.

Григорий Прямушко. Фото Е. Самарина. Mos.ru
Григорий Прямушко. Фото Е. Самарина. Mos.ru

С 1940-х годов и до наших дней

Гостей ведут по мостикам, коридорам и лестницам гидроузла. Всюду стоят синие механизмы с красными кнопками и рулями, похожие на моторы в машинном отделении теплохода. Диспетчеры называют эти устройства агрегатами. У них разные функции: один открывает ворота шлюза, другой — закрывает, третий наполняет водой шлюзовую камеру, четвертый — опорожняет. Каждый агрегат установлен в том месте, откуда удобнее управлять той или иной частью шлюза или плотины гидроузла.

Технику не меняли с 1940-х годов, с момента начала работы инженерного сооружения. Как и весь гидроузел, она признана объектом культурного наследия регионального значения. Несмотря на длительное использование, все приборы в отличном состоянии и исправно работают. Среди прочих — центральный пульт управления, с помощью которого отслеживают и регулируют уровень воды в Яузе, текущее положение плотины и шлюза, управляют проходом судов. На нем вручную нарисованы циферблаты со стрелками, рычаги, лампочки. Все уникальное, в единственном экземпляре.

«Пульт нужен, в частности, для смены семафоров. Например, чтобы судно могло зайти в шлюз, необходимо включить зеленый семафор, а если вход сейчас запрещен, включаем красный. Сигналы переключаем кнопками. Этот прибор своего рода мозг гидроузла, без него невозможно управлять шлюзом», — говорит диспетчер Алексей Тюрин.

Алексей Тюрин. Фото Е. Самарина. Mos.ru


  Источник: https://www.mos.ru/news/item/123623073/ Право руля! Как устроен Сыромятнический гидроузел