Ежегодно из Москвы-реки, Яузы и их притоков вытаскивают от 500 до 600 тонн мусора. Как правило, это увядшая трава, листва или ветки деревьев. Сегодня все реже можно натолкнуться на «айсберги» из плавающих пластиковых пакетов, бутылок, канистр и стаканов. За подобными одинокими экзеплярами, по словам речных коммунальщиков, приходится поохотиться. Горожане стали более внимательно и бережно относиться к реке. Ежедневная уборка на воде, когда сходит лед, – это не только ликвидация загрязнений на поверхности, но и работы на дне, в первую очередь, выемка донного грунта в местах выходов водосточных коллекторов и устьев малых речек – притоков Москвы-реки. Плавающий мусор собирают специальные суда-мусоросборщики, возле берегов, где глубина едва достигает полуметра, работают маломерные суда. Загрязнения со дна достают при помощи ковшей плавкранов, весь «улов» перегружают на несамоходные шаланды с буксирами. Иногда случаются удивительные находки, представляющие научный интерес. Так, на территории базы флота лежит огромный валун, обнаруженный на дне Москвы-реки 10 лет назад. «Его вытащил из воды наш плавкран. Геологи утверждают, что он видел еще динозавров», – рассказал начальник коммунального флота Государственного унитарного предприятия «Мосводосток» Григорий Прямушко.
Но чаще всего находки вызывают не тягу к исследованиям, а вполне объяснимое раздражение: со дна рек достают тележки из супермаркетов и парковые скамейки, однажды даже специалистам попался прокатный велосипед. Кроме бескультурных горожан, есть еще один источник загрязнения – индустриальный. И это наследие советской судоходной отрасли из лихих 90-х. Современные технологии позволяют даже мусор сжигать с минимальным вредом для окружающей среды, да и в реках нет промышленных отходов, выбрасываемых легальными производствами. «На одном из участков Москвы-реки опустился уровень воды, и местные жители заметили остов заброшенного судна. Мы сразу же отправили туда водолазов. Оказалось, это баржа, затопленная еще в 1990-е годы. Скоро к ней отправят плавкран», – сообщил начальник флота.
Больше всего таких находок в пойме Нагатинского затона, где раньше находился Московский судоремонтный и судостроительный завод. Его тайны в речной пучине до сих пор хранят десятки старых ржавых «утопленников». Их, кстати, хорошо видно на фотосъемке с дрона – кадры регулярно выкладывают в соцсети района. Это место местные жители так и прозвали – «кладбище кораблей». Оно, кстати, и прибавляет работы сотрудникам предприятия «Мосводосток». В начале апреля, когда растаял лед, в местных пабликах появились фото, на которых отчетливо видно, что по водам затона и прилегающего к нему Перервинского плеса растекается радужная пленка. Жители предположили, что пятно распространяется от заброшенной баржи. Но специалисты, приехавшие устранять загрязнение, источник беды не подтвердили, так как после ликвидации уже другое место затона затянуло пленкой. Убрали оба пятна. В пресс-службе предприятия рассказали, что для ликвидации таких плавающих пятен разработана особая технология. В ней используют биоразлагаемый сорбент «Гидробрейк». Концентрат разводят с водой, потом под давлением разбрызгивают его по поверхности реки. Пятно, обработанное таким сорбентом, расщепляется на воду и углекислый газ.
В навигацию на уборке рек участвуют все типы судов: 18 самоходных и 12 несамоходных. Среди них мусоро- и нефтесборщики, грунтоотвозные шаланды, плавучие краны, катера быстрого реагирования. Особая зона ответственности – у команды плавучего крана, ее работа по чистке дна от песка еще впереди.