Сергей Собянин осмотрел работу двух новых стационарных асфальтобетонных установок (заводов), построенных по заказу ГБУ «Автомобильные дороги». Асфальтобетонные заводы расположены на территории промзоны в районе Бирюлёво Западное (улица Мелитопольская, владение 9). Принадлежащее Правительству Москвы учреждение «Автомобильные дороги» занимается содержанием и ремонтом городских дорог — примерно 32 процента от общей площади улично-дорожной сети. В 2010 — 2014 годах были приведены в порядок все городские дороги. Всего было отремонтировано более 92 миллионов квадратных метров асфальтового покрытия. При этом возросло качество дорожного покрытия. «За счёт чего это удалось? Во-первых, подрядчики уже чётко себе представляют, что весь брак придётся переделывать за свой счёт и нет никакого смысла делать двойную работу. Во-вторых, количество подрядчиков уменьшилось более чем в 30 раз: в Москве действовало более 300 подрядных организаций по укладке асфальта, которые не имели ни заводов, ни машин, ни механизмов», — отметил Сергей Собянин. Новая система включает в себя заключение контрактов на ремонт дорог только с надёжными подрядчиками, имеющими квалифицированные кадры и технику; использование качественных материалов и смесей; независимый контроль качества материалов и работ по всей технологической цепочке (на карьерах, заводах, базах и на улицах города); трёхлетнюю гарантию на ремонт дорог. «В Москве создан свой городской подрядчик — ГБУ „Автомобильные дороги“, который ремонтирует большую часть магистральных дорог и оперативно выполняет все аварийные работы. Ведёт тройной контроль: операционный при поставке материалов — щебня, песка и так далее, текущий технологический при производстве и, конечно, контроль при укладке асфальта», — пояснил Мэр Москвы. Значительную часть ремонта дорог ГБУ проводит своими силами, без привлечения внешних подрядчиков, благодаря этому работа выполняется качественнее и дешевле. Уже в этом году экономия составила 400 миллионов рублей. В 2014 году ГБУ «Автомобильные дороги» приобрело и запустило в эксплуатацию собственный асфальтобетонный завод, расположенный по адресу: улица Рябиновая, владение 34. В конце 2014 года было принято решение о приобретении ещё трёх асфальтобетонных установок (заводов). Для этого были закуплены установки ТВА-300-U-C производства фирмы Benninghoven (Германия). Производительность каждой установки составляет 240 тонн асфальта в час. Ёмкость бункеров готового асфальта — 186 тонн (с временем хранения до 12 часов). Комплектация установки позволяет производить все виды асфальтобетонных смесей, включая литой асфальт, объём производства которого составляет 60 тонн в час для каждой установки. «Производительность заводов — 240 тонн в час каждый, что позволяет нам суммарно мощностью двух заводов до 30 тысяч квадратных метров асфальтовых покрытий в сутки укладывать», — доложил Мэру Москвы первый заместитель руководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Раис Чигликов. Для заводов были выбраны пустующие земельные участки на территории промзоны в районе Бирюлёво Западное (улица Мелитопольская). Они расположены на расстоянии одного километра от жилой и общественной застройки, поэтому никаких неудобств для жителей не возникло. «На данной площадке, выделенной в марте, площадью 2,6 гектара была свалка: открытый участок, засыпанный строительным мусором. В общей сложности отсюда было вывезено при строительстве 28 тысяч кубических метров мусора и грунта. Были залиты два фундамента по 1,2 тысячи кубометров бетона и возведены две установки (два асфальтобетонных завода) производства компании Benninghoven, на сегодняшний день лучшие в мире», — добавил первый замглавы ГБУ. Заводы оснащены мощными пылеуловительными блоками, что позволяет минимизировать выбросы пыли в атмосферу (не более 20 миллиграммов на один квадратный метр). В остальном производство является безотходным. Первая асфальтобетонная установка была запущена в мае 2015 года, вторая — в июне 2015 года. Третья установка заработает в сентябре. Качество продукции полностью соответствует государственному стандарту ГОСТ 9128-2009. Контроль осуществляется силами собственной лаборатории в три этапа: — первый этап — контроль качества поступающих инертных материалов (песок, щебень и т.д.); — второй этап — контроль при изготовлении асфальтобетонной смеси с применением средств автоматики (датчики, компьютерная система); — третий этап — контроль качества готовой смеси в момент погрузки на самосвалы. Сергей Собянин посетил заводскую лабораторию по контролю качества продукции. По словам Раиса Чигликова, на соответствие ГОСТу проверяются все компоненты, которые необходимы для приготовления асфальтовой смеси, — щебни, пески, битумы, порошки и другие. Высокое качество материалов обеспечивает прочность и долговечность дорожного покрытия. В частности, на скоростных магистралях с высокой интенсивностью движения используется щебень с прочностью почти в два раза выше, чем у гранита, который позволяет обеспечить большее количество проездов автомобилей без образования сколов и трещин. Себестоимость асфальтобетонной смеси, производимой на данных установках, в настоящее время составляет 3,1 тысячи рублей за тонну. В то же время средняя рыночная стоимость смеси в Москве составляет 3,9 тысячи рублей за тонну. Таким образом, применение смеси собственного производства экономит около 800 рублей с каждой тонны (или 20 процентов). Общие инвестиции в покупку трёх асфальтобетонных установок, а также в закупку 54 единиц специальной техники для ГБУ «Автомобильные дороги» составили 1,2 миллиарда рублей. При этом уже в 2015 году использование собственных асфальтобетонных смесей позволило снизить бюджетные расходы на ремонт дорог на 400 миллионов рублей. Таким образом, срок окупаемости бюджетных инвестиций составит не более трёх лет. Общая протяжённость автомобильных дорог в Москве составляет 5,9 тысячи километров. Площадь дорожного покрытия, включая тротуары, — 107 миллионов квадратных метров. За последние пять лет был проведён ремонт в общей сложности более 92 миллионов квадратных метров дорог. Таким образом, полностью устранён недоремонт, накопленный до 2010 года. В частности, в 2014 году всего по городу было отремонтировано 16 миллионов квадратных метров дорог, из них силами ГБУ «Автомобильные дороги» — свыше одного миллиона квадратных метров (6,5 процента). Задание на 2015 год составляет 12 миллионов квадратных метров, в том числе ремонт порядка четырёх миллионов квадратных метров дорог (33 процента) осуществляется собственными силами ГБУ «Автомобильные дороги». Созданная за последние годы система контроля качества ремонта дорог включает: — проведение входного, операционного и приёмочного контроля службой заказчика ГБУ «Автомобильные дороги»; — ведомственный контроль со стороны ГКУ «Экспертавтодор»; — государственный контроль со стороны ОАТИ города Москвы. При этом инструментальный контроль качества материалов и работ по ремонту дорог осуществляется специализированными лабораториями, оснащёнными оборудованием для испытания дорожно-строительных материалов и средствами измерений для определения характеристик дорожного покрытия. Гарантийный срок отремонтированных дорог составляет три года, в течение которых выявленные дефекты подрядчик должен устранить за свой счёт.