На заседании Правительства Москвы был рассмотрен вопрос о повышении эффективности работы Правительства и мерах по оптимизации численности государственных служащих.
«Несмотря на то что соотношение численности населения и количества служащих в Москве самое маленькое среди других регионов страны, тем не менее я считаю, что возможности оптимизации численности более чем достаточно. Это связано в первую очередь с теми реорганизациями, которые проходили в последнее время. Речь идёт и о переходе на электронный документооборот и предоставление электронных услуг, и о развитии и концентрации большинства (90 процентов) услуг, которые предоставляются государственной службой в многофункциональных центрах предоставления госуслуг (МФЦ), устранении дублирующих функций, снижении административных процедур и так далее. Всё это даёт возможности для дальнейшей оптимизации госслужбы», — отметил Сергей Собянин.
Предложения по данному вопросу были подготовлены по результатам комплексного анализа структуры и фактических трудозатрат, необходимых для исполнения функций органов исполнительной власти. По поручению Сергея Собянина комплексный анализ проводился в четвёртом квартале 2014 года — первом квартале 2015 года в каждом органе исполнительной власти города Москвы, префектурах административных округов и управах районов.
В ходе анализа принимались во внимание следующие факторы, влияющие на объём трудозатрат в органах исполнительной власти: принятие решений об отмене отдельных функций (вследствие их признания избыточными административными барьерами, неактуальности и по другим причинам); передача полномочий по предоставлению значительной части государственных услуг от органов исполнительной власти в МФЦ и развитие системы электронных услуг; потенциал роста производительности труда государственных служащих вследствие внедрения современных IT-технологий (электронный документооборот, облачная бухгалтерия и тому подобное); централизация ряда управленческих функций (например, кадровых служб на уровне префектур административных округов с ликвидацией кадровой работы в управах районов); наличие избыточного количества структурных подразделений (отделов, управлений) с относительно небольшим объёмом полномочий в органах исполнительной власти и, соответственно, избыточного числа руководителей среднего звена; наличие дублирующих подразделений.
Таким образом, по каждому органу исполнительной власти были подготовлены индивидуальные предложения по оптимизации численности государственных служащих, учитывающие фактический объём работы данного органа. Также была принята во внимание задача экономии бюджетных расходов.
По итогам рассмотрения вопроса Сергей Собянин объявил о подписании указа «О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности города Москвы». Согласно документу, денежное вознаграждение Мэра Москвы и членов Правительства Москвы уменьшается на 10 процентов.
Сергей Собянин также рекомендовал Московской городской Думе, Московской городской избирательной комиссии, Контрольно-счётной палате, уполномоченному по правам человека в городе Москве и уполномоченному по защите прав предпринимателей принять аналогичные решения о сокращении денежного вознаграждения депутатов и должностных лиц этих государственных органов.
«Мы подписываем указ о сокращении денежного довольствия Мэра и членов Правительства. Я бы также рекомендовал рассмотреть возможность сокращения денежного довольствия депутатов Московской городской Думы, Счётной палаты», — заявил Мэр Москвы.
Принятое на заседании Правительства постановление «О сокращении предельной численности и уменьшении фонда оплаты труда государственных гражданских служащих города Москвы и работников органов исполнительной власти города Москвы и Аппарата Мэра и Правительства Москвы и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 марта 2012 года № 99-ПП» предусматривает сокращение предельной численности сотрудников органов исполнительной власти города Москвы на 30 процентов. Сокращение должно быть проведено до 1 июля 2015 года.
«Мы провели анализ каждого департамента и каждого комитета, штатного расписания каждого структурного подразделения. И по итогам этого анализа мы видим возможность сокращения общей штатной численности — примерно на 30 процентов. Это самое большое сокращение со времён перестройки и создания госслужбы города Москвы», — подчеркнул Сергей Собянин.
Речь идёт не только о вакансиях, но и о работающих служащих: «Необходимо будет сократить более трёх тысяч реально работающих служащих. При этом должен сказать, что это в основном работники вспомогательных служб: кадровые, юридические, информационные и другие службы, которые при сокращении не дадут ухудшения эффективности и оперативности деятельности департаментов и комитетов», — добавил Мэр Москвы.
Предполагается, что сокращение в первую очередь затронет вспомогательные подразделения (бухгалтерии, кадровые, юридические, информационно-технические, документационные и хозяйственные службы), так как именно они имеют наибольшие ресурсы повышения производительности труда за счёт внедрения современных информационных технологий, централизации и стандартизации управленческих процедур.
Государственным служащим и работникам органов исполнительной власти города, высвобождаемым в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, будут выплачены компенсации, предусмотренные действующим законодательством. Дополнительные выплаты проводиться не будут. Также высвобождаемым сотрудникам будет оказана помощь в трудоустройстве через московский городской центр «Содействие», который в настоящее время занимается трудоустройством медицинских работников.
В целом реализация принятых на заседании решений об оптимизации численности государственных служащих позволит сделать Правительство Москвы более компактным и эффективным.